Статьи
Здесь и сейчас — обстоятельства спасения

Как много планов у новоначального христианина на дальнейшую — казалось бы, свободно расстилающуюся впереди — церковную жизнь! И сколь многие из нас — да практически, наверное, все — испытали в том или ином виде крах своих надежд и горькое разочарование. Думали-то исполнять всё в точности по Уставу — размеренно, благочестиво, в молитвенной тишине. И вот — всё это погребено под грудой обстоятельств: детские простуды, ропот нецерковного супруга, родственники, настаивающие на новогоднем салате «Оливье» в разгар Рождественского поста… Собственная лень, немощь, слабость, компромиссы. Ощущение, что всё под откос. Избежал ли кто-то в таких обстоятельствах отчаянного вопроса священнику: «Да как же мне спасаться со всем этим?».

О том, как быть с «обстоятельствами», мешающими начать наконец-то жить церковной жизнью без внутренних противоречий, мы беседуем с настоятелем нашего храма игуменом Нектарием (Морозовым).

О «правильном» и «возможном»

 Безусловно, в церковной жизни необходимы и следование правилам, и определенный распорядок — никакие обстоятельства не должны превращать ее в нечто хаотичное и бессистемное. Вообще в любом деле, к которому человек приступает, должны быть какие-то константы, иначе очень трудно рассчитывать на успех. Это касается и спорта, и профессиональной деятельности, и воспитания детей, и точно так же — жизни духовной. Для православного христианина эти постоянные, необходимые элементы — посещение храма в субботу вечером и воскресенье, а также на великие праздники, молитвенное правило, соблюдение поста.

 
Супружества благословение

Феодоровская-Костромская икона Божией Матери 28 октября в 17.00 в Покровский храм города Саратова (ул. Горького, 85) будет принесена чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери из костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. В истории «Феодоровской» удивительным образом переплелись судьбы князей и императоров Российских. А сегодня обыкновенные люди, приходящие к этой иконе со своими скорбями, свидетельствуют о милости Заступницы нашей и Ее благословениях.

Случай на охоте

Эта икона — одна из самых почитаемых в России святынь и одна из самых древних — по преданию написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда принесена в Россию — неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворной. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона.

В 1239 году 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять ее в руки, икона поднялась в воздух. Пораженный этим чудом, князь пригласил к этому месту духовенство и народ. После всеобщей молитвы образ сняли с дерева и отнесли в главный соборный храм Костромы.

Накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошел какой-то воин в богатой одежде, очень похожий на святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого в Костроме был построен собор. Поэтому явленную таким чудесным образом икону Божией Матери и назвали Феодоровской.

 
Путешествие сердца

В летний период множество людей отправляется по святым местам — самостоятельно или прибегнув к услугам паломнических служб. Какие самые распространенные ошибки совершают паломники в пути? Может ли неправильное паломничество нанести вред душе? Какой плод должно принести посещение святынь? Об этом рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов).

«Упразднитеся и разумейте»

 Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.

Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее? Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству. Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.

Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить. Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.

 
«Церковные каникулы»: польза или вред?

Летом, после Троицы, храмы обычно пустеют. Нередко можно видеть грустную картину: священник выходит на солею с Чашей, а на Литургии не оказывается ни одного причастника. Почему так происходит? Что случается с нами — еще вчера горевшими искренним стремлением быть с Богом каждое воскресенье, а теперь легко обходящимися без регулярных богослужений, исповеди, Причастия? Можно ли устать от Церкви? И к чему приводит летнее расслабление? Об этом мы беседуем с настоятелем Петропавловского храма игуменом Нектарием (Морозовым).

 — Отец Нектарий, безлюдный храм летом — это же ситуация, характерная для всех приходов? Что происходит? Куда пропадают прихожане?

— То, о чем мы говорим,— это некие «летние каникулы», на которые уходят очень многие верующие люди. На мой взгляд, явление это совершенно абсурдное. Есть ситуации, когда человек куда-то уезжает и не может некоторое время бывать в своем храме, и о них стоит говорить отдельно. Но когда человек уходит на какое-то время из Церкви просто потому, что он решил отдохнуть от церковной жизни, это ненормально. И без пагубных последствий такое «пропадание» не обходится.

 
Служба Богу требует внимания

Как вести себя в церкви? Обычно этим вопросом задаются те, кто только начинает ходить в храм. «Прихожане со стажем» о своем поведении на службе часто не задумываются — и напрасно. О том, на что нужно обращать внимание и какие ошибки совершают люди на службе, мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

 —  Владыка, что такое Церковь? Почему христиане призываются к церковной жизни?

— Церковь, по определению Священного Писания,— это Тело Христово. Это Сам Христос, оставшийся на земле вместе со Своими учениками и их последователями. Это собрание людей, верующих во Христа и исполняющих евангельские заповеди.

Сам храм — это не просто место, где мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарим Его за благодеяния в нашей жизни. Это место, где совершается Евхаристия — главное таинство христианской Церкви и где мы получаем возможность соединиться со Христом в таинстве Святого Причащения. Ради этого и существует Церковь.

Если человек принимает Христа как Бога, если Его заповеди становятся для него правилом жизни, то он не может не услышать слов Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 1, 18); где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). В этих словах — во-первых, обетование создания Церкви и существования ее до конца времен, во-вторых, указание, что верующим нужно собираться вместе ради общения со Христом.

Сегодня человек не очень-то любит находиться в окружении себе подобных, ему тяжело. Мы окружены другими людьми буквально везде — в транспорте, на работе — и чувствуем себя мельчайшими насельниками огромного муравейника. Поэтому для человека становится естественным желание хотя бы какое-то время побыть одному или только с самыми близкими. Это чувство христианину приходится преодолевать, осознавая, что единство в Церкви, единство в Боге — это совершенно особое, благодатное состояние.

 
7 вопросов о Литургии Преждеосвященных Даров

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров, в чем ее отличие от полной литургии, когда её служат, как на ней причаститься и всем ли можно? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.

 Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от «обычной» литургии — Иоанна Златоуста или Василия Великого?

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной литургии:

• нет первой части полной литургии — проскомидии;
• литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
• по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
• на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

 
Постное странствие — Великий канон Андрея Критского

 Протопресвитер Александр Шмеман | 10 марта 2013 г.

Теперь нам надо вернуться к идее и опыту Великого Поста как духовного странствия, цель которого — перенести нас из одного духовного состояния в другое. Как мы уже сказали, большинство современных христиан не понимает этой цели Великого Поста и видит в нем только тот период года, когда они должны исполнить свои религиозные обязанности, причаститься (один раз в год!) и подчиниться некоторым ограничениям в пище, которые скоро будут возмещены полным «разрешением» поста в Пасхальные дни. И благодаря тому, что не только светские люди, но и многие священники, восприняли это простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез из жизни. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста — одна из важнейших и насущных задач наших, но восстановление это возможно только на основе подлинного понимания богослужебного ритма и строя великопостного богослужения.

 
Прощеное воскресение: смысл, история, порядок богослужения (+Видео, аудио)

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Евангельское чтение в Прощеное воскресенье:

Мф., 17 зач., 6, 14–21

Нагорная проповедь. Роспись в Богоявленском Красносельском храме Костромы 14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренно мирным, — и всё тут. Прощеный день — какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как до́лжно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом...»

 
Об участии верных в Евхаристии

Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве.

 Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

 
Поздравления с Новым годом

Готовя открытки к Новому году вы перебираете десятки поздравлений с Новым годом — в стихах, в смс, в прозе. И все они — поверхностны — с Новым годом, новым счастьем в личной жизни и на работе. Мы предлагаем вам немного задуматься о наступающем новом году и прочитать глубокие и мудрые слова о празднике. Возможно, что именно они помогут вам написать свое настоящее поздравление с Новым годом!

Какое время самое важное в жизни?

 Озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле. И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать. Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.

В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: «Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?» И ответ был таков:

 
Сохрани, Пречистая, от распрей

10 декабря — праздник иконы «Битва суздальцев с новгородцами» («Чудо от иконы Знамение»). Быть может, эта икона и сегодня вразумит нас — давным-давно этот праздник не воспринимался так остро, как в декабре нынешнего 2014 года… Ее называют Защитницей Великого Новгорода, но не только в Новгороде дело.

 История этого чуда переносит нас в 1170-й год. Два мощных княжества боролись тогда за гегемонию над Русью. Это — Новгород и Суздаль. Каждое из этих княжеств располагало сильной дружиной, в каждом жили талантливые зодчие. Они возводили белокаменные храмы и терема. И в Новгороде, и в городах Суздальского княжества жили искусные мастера, ремесленники, иконописцы.

Сильные княжества не подчинялись Киеву. Правили во всех княжествах сородичи — Рюриковичи, но чувства единой страны у суздальцев и новгородцев не было.

В Новгороде власть находилась в руках народного собрания — веча. Cостоятельные бояре и торговцы управляли народным мнением, от них зависело решение веча: какого князя звать, какого прогнать… Князя воспринимали только как полководца.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 2 из 6